Предыдущая   На главную   Содержание
 
"Национальный герой" или "рижский палач"?
 
Военного преступника и пособника нацистов хотят сделать "латвийским Сент-Экзюпери"


В странах Балтии, не так давно с помпой принятых в ряды Единой Европы, продолжают иметь место всплески "любви к отеческим гробам", на крышках которых весьма недвусмысленно проступает фашистская свастика. Особо отличается, как известно, в этом отношении Эстонская республика. Но и в Латвии "патриотические круги" стараются не отставать от своих эстонских коллег.

Как сообщила латвийская печать, недавно в республике появились "в обиходе" почтовые конверты с изображением Герберта Цукурса, известного в Латвии "героя отечественной авиации" и :активного пособника гитлеровских оккупантов в годы второй мировой войны. Цукурс, получивший зловещее прозвище "рижский палач", свирепствовал в устроенном нацистами в столице Латвии еврейском гетто и, по мнению ряда авторитетных историков, прямо причастен к убийству не менее 30 тысяч человек.

Конверты выпустила не слишком известная за пределами Латвии общественная организация "Nacionala speka savieniba". Ее лидер - некто господин Айгар Прусис - в интервью местной прессе утверждал, что у его организации не было намерений прославлять Цукурса как палача евреев. На его взгляд, выпущенный конверт несет "очень корректное изображение" - Цукурс изображен вместе с женой и дочкой, как "герой отечественной авиации". По словам Прусиса, "в Латвии не так много героев-авиаторов", и его организация "считает своей прямой обязанностью - прославлять тех людей, которые сделали что-то хорошее для нашей страны".

Видимо не последнюю роль сыграло и то, что Цукурс, как и сам господин Прусис, являлся уроженцем города Лиепаи, где в последнее время предпринимаются активные усилия по реабилитации и героизации таких "национальных героев". Прусис категорически отверг обвинения в прославлении пособника нацистов и разжигании национальной розни и утверждал, ссылаясь на мнение неких историков, что Цукурс ":не радикал, не правый, не фашист. Обычный нормальный человек". Напирал он и на то, что "не было суда, который признал бы Цукурса виновным" (тот в 1945 году сумел сбежать от суда в Латинскую Америку), а, следовательно, он "не имеет права" называть Цукурса убийцей.

Досталось от господина Прусиса и "русским газетам, которые все перепутали". По его словам, его организация якобы не проводит никаких акций, не собирается "заниматься пропагандой", а "просто выпустила конверты для внутрипартийного использования". Тем не менее, он сообщил, что все интересующиеся могут бесплатно получить упомянутые конверты, для чего нужно только прислать по почте конверт с маркой за 15 сантимов, и адресату тут же будет выслано обратно письмо с чистым "Цукурс-конвертом".

Кем же на самом деле был Герберт Цукурс? "Национальным героем" и "пионером латвийской авиации" или "рижским палачом" и активным пособником гитлеровских оккупантов? Как это нередко случается в истории, капитан латвийских военно-воздушных сил Цукурс принадлежал к тем колоритным и неоднозначным личностям, которые, сначала став гордостью и славой своей страны, затем стали ее позором.

Считается, что в 30-е годы прошлого века Цукурс был в Латвии чуть ли не фигурой такого же масштаба, какими были Валерий Чкалов в СССР или Чарльз Линдберг в США. На взгляд авторитетов по истории авиации, такое сравнение несколько спорно. Зато первые страницы биографии Цукурса несомненно поразительно схожи с аналогичным периодом жизни знаменитого французского летчика и великого писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Оба они принадлежали к плеяде авиационных романтиков, пришедших в авиацию на волне массового, поистине всемирного увлечения полетами на летательных аппаратах в 20-30-х годах XX века.

Как и Сент-Экзюпери Цукурс еще в юности увлекся самолетами. Он даже построил собственную авиетку "Аусеклитис" с 9-сильным мотором. Уже будучи лейтенантом латвийской армии, Цукурс с 1926 года занялся созданием более мощной машины для дальних перелетов. В 1930 году он построил самолет Ц-3 с мотором в 80-лошадиных сил, собранным из французских двигателей двух старых истребителей времен первой мировой войны.

30-е годы были временем дальних рекордных перелетов, когда летчики всего мира соревновались не только в полетах на скорость, дальность, высотность, но и на умение летать в сложных условиях над удаленными, необжитыми районами планеты. Дань этому, как известно, отдал и Сент-Экзюпери. Ну а "звездный час" летчика Цукурса наступил в 1934 году. После неудачной попытки своих соотечественников Пулиньша и Целмса в 1933 году совершить дальний полет в Гамбию в Центральной Африке, Герберт Цукурс неожиданно для всей Латвии на своем самодельном Ц-3 успешно долетел до Гамбии и вернулся обратно.

Полет Цукурса, длившийся почти 7 месяцев (с августа 1933 по май 1934 гг.), сделал его исключительно популярным в Латвии. Тем более, что его триумфальное возвращение произошло вскоре после установления в стране диктатуры Карлиса Улманиса, и новые власти постарались выжать из полета Цукурса максимум политических дивидендов. Летчика произвели в капитаны и усиленно рекламировали как "национального героя". Вселатвийской славе Цукурса способствовало и то, что он, подобно автору "Маленького принца", оказался не чужд писательским способностям. Он опубликовал свой дневник "Мой полет в Гамбию", а в 1937 году написал роман "Между землей и солнцем", естественно с летчиком в качестве главного героя.

Когда же в воздухе запахло пороховым дымом начала новой мировой войны, судьбы Сент-Экзюпери и Цикурса начинают сильно расходиться. Первый становится убежденным антифашистом, готовым, не жалея своей жизни, сражаться с захватившими его родину нацистами, второй же вступает в союз латвийских фашистов "Перконкрустс", открыто симпатизирует нацистской "расовой теории", а в 1941 году добровольно идет на службу оккупировавшим Латвию гитлеровцам.

Патологическое тщеславие и самолюбие, вера в культ "сверхчеловека", желание новой славы и почестей, стремление распоряжаться чужими жизнями закономерно привели бывшего героя-авиатора в ряды палачей. Свою карьеру у нацистов Цукурс начал офицером латышской вспомогательной полиции, а закончил "хозяином" еврейского гетто в Риге и правой рукой главаря латышских карателей Виктора Арайса. По воспоминаниям выживших очевидцев, затянутый в кожаный эсэсовский плащ Цукурс любил объезжать гетто на своем персональном открытом авто, время от времени стреляя из пистолета по встречавшимся на его пути евреям. При этом он бурно радовался каждому удачному выстрелу.

Антуан де Сент-Экзюпери, как известно, в это время сражался с фашистами в составе военно-воздушных сил "Свободной Франции" и погиб в воздушном бою в 1944 году, не дожив до победы. Судьба же Герберта Цукурса сложилась иначе.

После поражения нацистской Германии, хорошо понимая, что не может рассчитывать на снисхождение, Цукурс бежал в Бразилию, прихватив с собой "конфискованные" у евреев ценности. Там он успешно "легализовался", получив надежные документы, и долго благополучно проживал с женой и двумя сыновьями недалеко от Сан-Паулу, где даже открыл свою частную летную школу и экскурсионное бюро.

Однако Цукурс недооценил настойчивость "охотников за нацистами". Агенты израильской спецслужбы "Моссад" вышли на его след и планировали похищение и переправку в Израиль для проведения процесса, аналогичного суду над похищенным до этого из Бразилии старшим коллегой Цукурса по "решению еврейского вопроса" Адольфом Эйхманом. Однако этот замысел по каким-то причинам не удался, и в феврале 1965 года Герберт Цукурс был при невыясненных обстоятельствах убит в столице Уругвая Монтевидео.

После этого о Цукурсе мало кто вспоминал в Латвии до того времени, когда получившая независимость республика стала, по мнению ее некоторых новых идеологов, остро нуждаться в "национальных героях". Вот тут, видимо, и возникла идея ввести героя-авиатора Цукурса в пантеон национальной славы, при этом отрезав от его лучезарного облика неблаговидную часть его прошлого как "рижского палача".

Конечно, можно отдать должное господину Айгару Прусису и его организации, "политкорректно" не изобразивших на своем "внутрипартийном" конверте Цукурса в эсэсовском мундире. Только это ведь ничего не меняет. Вступив в ряды гитлеровских пособников и палачей, Герберт Цукурс сам перечеркнул все свои прежние авиационные, писательские и иные заслуги. И сделать из него "латвийского Сент-Экзюпери" при всем желании определенных кругов никак не получится.

Сергей Григорьев

Источник : http://www.rusedina.org/?id=7910
 
Подводный флот Латвии
Подводный флот Латвии : подводные лодки 'Ронис' и 'Спидола' .Заказаны правительством Латвийской Республики во Франции. Заложены в 1925 году. "Атель э Шантье де ла Луар". Нант. Франция. После вхождения Латвии в СССР вошли в состав Советского Флота. 22 июня 1941 года встретили в составе 3 Дивизиона 1 Бригады подводных лодок. Находились на заводе "Тосмаре" в Либаве на капремонте. Вечером 23 июня 1941 года взорваны экипажами , когда немцы рвались к городу. .

 Краткая история латвийской армии
Краткая история латвийской армии
Латвийская армия одна из самых молодых в мире. 5 января 1919 года был организован Отдельный латвийский батальон. Шло время, и латвийская армия развивалась быстрыми темпами по самым высоким мировым военно-техническим стандартам. Уже в 1922 году ее техническая дивизия включала в себя дивизионы - автотанковый, электротехнический, бронепоездной, тяжелой артиллерии, которые затем стали полками. Балтийское море в 1930 году бороздилиподводные лодки 'Ронис' и 'Спидола' ,минные тральщики-оградители Viesturs и Imanta. Авиация в 1939 году состояла из почти 150 летательных аппаратов, включая истребитель Gloster Gladiator.
Латышский боевой самолет ВЭФ I-16. Латышский боевой самолет ВЭФ I-16. В отличие от советских немецкие инженеры перевезли изделие ВЭФ в Берлин, где его всесторонне испытали и даже рекомендовали начать его производство. Одними из первых покупателей стали дипломатические службы. Видимо, камера VEF MINOX стала самым первым шпионским аппаратом в мире  Одними из первых покупателей стали дипломатические службы. Видимо, камера VEF MINOX стала самым первым шпионским аппаратом в мире Латвийский FORD V8 Vairogs
Латвийский FORD V8 Vairogs модели 81 Standart и Coupe
Первый российский автомобиль был построен в Риге
Первый российский автомобиль был построен в Риге 8 июня 1909 года
На мутной волне нацистского прошлого
Легион Waffen SS
Балтийский кулак НАТО -  60 тысяч штыков Балтийский кулак НАТО-
60 тысяч штыков
Военно-воздушные силы Литвы Военно-воздушные силы Литвы Руководство Люфтваффе  не доверяло пилотам из Латвии Руководство Люфтваффе
не доверяло пилотам из Латвии
Красная свастика на крыльях.История ВВС Латвии
Красная свастика на крыльях.
История ВВС Латвии
Первый в мире танк родом из Риги
Первый в мире танк впервые испытан в Риге.
Первый же опытный английский танк появился лишь полгода спустя - в сентябре 1915 года.

0









Сайт не имеет отношения к государственным и политическим структурам Латвии и России .
Права на ретранслированные материалы принадлежат первоисточникам.








DELFI Кони и гномы-персональный сайт Савченко Владимира.Живопись,скульптуры,художественное оформление помещений.ПОЛНЫЙ СПИСОК СТРАНИЦ  

Купить стальные двери от производителя | Преимущества однофазных бензиновых генераторов | C охраной Сканнер вы в полной безопасности